Петербургский рынок щебня рухнул на 30%

20.04.2016
Рынок щебня Петербурга и Ленобласти рухнул на 30% из–за падения объемов строительства. В первую очередь пострадают компании, не входящие в объединения. Некоторые фирмы уже обанкротились
В прошлом году потребление щебня в Петербурге и Ленобласти составило 12–13 млн м3, оценивает генеральный директор ЗАО "Решение" Александр Батушанский. По данным Агентства строительной информации, этот строительный материал поставляют около 20 компаний. Основные игроки — "Группа ЛСР" (27–29%), "Возрождение–Неруд" (11–12%), "Ленстройкомплектация" (10%), Семиозёрское карьероуправление (9%). Доли других компаний не превышают 7%. Щебень используется при строительстве дорог, производстве стройматериалов (бетона, железобетона и асфальтобетона), а также при возведении зданий.
За 2015 год сокращение потребления щебня по сравнению с 2014–м составило 20–30%, оценивают специалисты ЗАО "Решение". Это связано с падением объемов потребления бетона и железобетона в строительстве. Кроме того, в прошлом году завершилась реализация знаковых инфраструктурных объектов, которые удерживали спрос на щебень на высоком уровне, говорит управляющий "ЛСР. Базовые материалы" Юрий Бабуркин.
Дороги без щебня
"Объемы дорожного строительства действительно снижаются: Минтранс сократил федеральную программу по строительству новых трасс", — комментирует руководитель ассоциации "Дормост" Кирилл Иванов.
В апреле стало известно, что общий объем финансирования строительства транспортной инфраструктуры из федерального бюджета до 2020 года сократится на 11,7%, до 10,2 трлн рублей. Поддержка строящихся объектов сохранится, но пострадают проекты, реализация которых должна была начаться в 2016 году. Кроме того, сокращается финансирование текущего ремонта дорог в Петербурге: в 2015–м на эти цели из городского бюджета было выделено 3,3 млрд рублей, на 1 млрд рублей меньше, чем в 2014–м, в 2016–м будет направлено 2,9 млрд рублей. Объемы жилищного и коммерческого строительства за прошлый год остались на уровне 2014 года, но в этом году мы ожидаем снижения на 20–30%, говорит Александр Батушанский.
"Cитуация на рынке крайне сложная. Игроков стало заметно меньше, многие закрылись и банкротятся. Волна сокращений прокатилась по всем предприятиям, в том числе и у нас", — говорит генеральный директор карьера Медвежья Гора Ольга Анденко.
Пять процентов в зоне риска
В основном на рынке работают вертикально интегрированные холдинги. По оценке Агентства строительной информации, доля компаний, не входящих в объединения, составляет около 5%. По мнению экспертов, в первую очередь пострадают именно эти компании. Так, уже обанкротились производитель щебня ООО "Щебсервис" (Волосовский район), а также ЗАО "Щебсервис плюс", которое занималось продажей щебня. На этих предприятиях уже введено конкурсное производство.
Предприятия подкосило банкротство головной компании — ООО "БалтСтрой", которое не смогло вернуть кредит 419 млн рублей, взятый в Сбербанке. С лета прошлого года на предприятии введено внешнее наблюдение. Поручителями по кредиту выступали ООО "Щебсервис" и ЗАО "Щебсервис плюс", которые тоже не смогли расплатиться с долгами головной компании.
В 2014 году ООО "Щебсервис" произвело 407,4 тыс. т щебня и занимало долю около 2%, которую теперь займут действующие предприятия.
Ненужные карьеры
При этом очевидно, что сейчас разработкой новых карьеров никто не займется.
"На строительном рынке еще звучат заявления о повышении маржинальности за счет разработки собственной сырьевой базы", — говорит Юрий Бабуркин. Однако сегодня выстраивание базы с нуля чревато рисками.
На развитие сырьевой базы требуются большие средства, а срок окупаемости собственного производства щебня может составить 10–15 лет, уверен Юрий Бабуркин. При этом, как отмечают участники рынка, цены на щебень снижаются. В ООО "Гранит" (производство щебня) говорят, что цены на продукцию с начала 2014–го по август 2015 года снизились на 15%. Затем, когда был введен запрет на ввоз щебня с Украины, на рынке Москвы возник дефицит этой продукции, который был компенсирован поставками из Петербурга, и цены выровнялись. "Но, если запрет на ввоз щебня с Украины будет отменен, из Петербурга в первую очередь уйдут карельские поставщики из–за удаленности от потребителя, прогнозируют в ООО "Гранит".

Рынок сузился на 20%. Многие потребители щебня банкротятся. Отдельная сложность — транспортная доставка щебня автомобилями после ужесточения законодательства. Но в 2018 году у нас выборы. Государство обычно накануне начинает показывать населению свою работу. Если будет достаточно бюджетных средств, думаю, активизируются все виды строительства и потребность в щебне будет большая, тем более что поставки украинского щебня в РФ сократились. Брешь заполняет продукция местного производства.
Андрей Сабылин совладелец компании "Ленстройдеталь"


Выживаем едва–едва. Спрос на щебень упал. Многие потребители просят отпускать им продукцию в рассрочку. Перестали делать предоплату. А зарплату надо платить и взрывные работы вести здесь и сейчас. Возникают кассовые разрывы. Но цены на щебень не упали. Даже несколько выросли. Карьеры переходят из рук в руки. Но я не вижу в этом трагедии. Это жизнь. И глобального передела рынка я не прогнозирую. Кстати, если найдется покупатель на мой карьер и предложит нормальную цену, я готов общаться.
Аркадий Скоров
совладелец компании "Дальпитерстрой"
Источник: DP.ru
638
Комментарии
Я не робот

Другие новости

07.06.2018
Правительство одобрило законопроект об использовании донного грунта рек и озёр

Правительство одобрило законопроект, разрешающий использовать донный грунт, извлекаемый при строительстве, реконструкции, эксплуатации гидротехнических и других сооружений, для создания и содержания в надлежащем состоянии внутренних водных путей.

07.06.2018
Обзор рынка нерудных строительных материалов в РФ в апреле 2018 года

По итогам апреля 2018 года производство нерудных строительных материалов составило 36,1 млн м3, что на 6,7% меньше, чем в апреле 2017 года.

06.06.2018
«Газпром нефть» планирует создать новые смеси для дорожных работ на трассах Подмосковья

ПАО «Газпром нефть» планирует до конца года провести ряд исследований, по результатам которых будет разработана оптимальная рецептура дорожных смесей с учетом особенностей материалов, используемых при работах на дорогах Московской области. Об этом Агентству городских новостей «Москва» сообщили в пресс-службе компании.

Календарь

«
Сентябрь 2018 г.
»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30