Рядовые песчаных карьеров

12.05.2016
Кто разоряется, а кто наживается на падающем рынке песчано- гравийных материалов?
По свидетельству портала Асфальт.ру, рынок щебня, гравия и песка в России в прошлом году существенно сократился, причем в некоторых регионах – более чем в два раза. По этому показателю можно судить о состоянии строительной и дорожной отрасли, да и о трендах отечественной экономики в целом. Снижающиеся объемы строительства жилья и дорог приводят к уменьшению спроса на песчано- гравийные смеси, а значит – и к потере рентабельности профильных карьеров, где добываются нерудные полезные ископаемые. В начале мая СМИ сообщили о прекращении работ на Гавриловском щебеночном карьере в Ленинградской области, который являлся основным поставщиком строящейся скоростной трассы Москва- Санкт- Петербург. «Все работы прекращены. Персонал получил уведомление о сокращении. Мы вывозим оборудование. И все идет к его разорению», — заявил представитель компании «Семиозерское карьероуправление», которая эксплуатировала Гавриловский карьер.

Подобная ситуация с приостановкой и даже полным прекращением работы песчано- гравийных и щебеночных карьеров складывается в Ярославской, Костромской, Рязанской и многих других областях. В Смоленской области, по данным Polytika.ru, у организаций, эксплуатирующих карьеры, попросту отзывают лицензии, что парализует работу объектов и приводит к убыткам. Причем, как рассказывают свидетели, это происходит даже в том случае, если на продукцию карьеров имеется спрос и заключены контракты на поставку добытых материалов. Эксперты полагают, что отзыв лицензий – способ административного регулирования падающего рынка с целью его передела. Ведь понятно, что если часть карьеров будет лишена возможности работать, то заказчики уйдут к другим эксплуатирующим компаниям, которым пролоббирована перспектива не только остаться на рынке, но и получить чужие доли. Подобные примеры нетрудно отыскать и в Московской области. Так, недавно министерство экологии и природопользования Подмосковья отказало в продлении лицензии компании ОАО «Порт Коломна» на разработку песчано- гравийного карьера «Белые Колодези». Добытчикам поставили в вину нарушение технологии работы, что якобы привело к снижению уровня воды в близлежащей реке Ока. Примечательно, что с публичными комментариями, обличающими нарушителей, выступил сам профильный подмосковный министр Александр Коган. А вот песчано- гравийный карьер близ села Перепечино в Солнечногорском районе Московской области вообще работает без всякой лицензии, о чем было рассказано в телерепортаже программы Вести на РТР. Правоохранительные органы даже возбудили уголовное дело: ущерб государству – 200 миллионов рублей, а урон экологии вообще не поддается подсчету. Тем более, что в том месте есть план построить третью взлетно- посадочную полосу аэропорта «Шереметьево». Однако прокуратура не поддержала обвинение, поэтому для осуществляющей незаконную добычу песка компании «Апрель-Инвест» последствий не наступило.

На этом фоне крупнейший в столичном регионе добытчик и поставщик нерудных материалов ЗАО «Богаевский карьер» в Рузском районе Подмосковья сталкивается с другими проблемами. Потребители его песка, щебня и гравия — строительные компании Москвы и Московской области. До прошлого года контрольный пакет «Богаевского карьера» принадлежал скандально известному московскому СУ-155. После того, как компания оказалась на грани банкротства, карьер в Рузском районе вместе с рядом других активов был продан, чтобы покрыть долги строителей. Примечательно, что в многочисленных публикациях СМИ об этой сделке ничего не сообщается о том, кто стал покупателем. Возможно, новый собственник объекта, от которого зависят практически все стройки Москвы и Подмосковья, включая строительство дорог, не желает афишироваться по причине рискованности проекта. Дело не столько в перспективах загрузки Богаевского карьера, у которого всегда найдутся заказчики, а в шлейфе скандалов, которым в последние годы сопровождается его деятельность. Так, некоторое время назад Багаевский карьер прозвучал в сводке криминальных новостей, посвященных задержанию и аресту руководящих сотрудников УВД Рузского района. Как сообщалось, вокруг объекта была разыграна типичная правоохранительная комбинация по вымогательству денег. Вначале полицейские руководители отдали приказ подчиненным задерживать КамАЗы, груженные песком и гравием, которые выезжали с территории Богаевского карьера, неподалеку от деревни Орешки. Полицейские уличали водителей в перегрузе самосвалов, а также ставили под законность саму добычу сырья. Выписав достаточно большое количество крупных штрафов, рузские правоохранители предложили руководству карьера платить им за невмешательство в хозяйственную деятельность. В конце концов, сочтя поборы чрезмерными, представители предприятия обратились в правоохранительные органы. В частности, был задержан начальник уголовного розыска Рузского района Московской области Василий Кобелев, которого поймали на ежемесячном получении у руководства Богаевского карьера 50 миллионов рублей.

Между тем, ЗАО «Богаевский карьер» не раз становилось объектом претензий со стороны контролирующих и регулирующих органов. Так, в отношении «Богаевского карьера» возбуждалось административное дело о нарушении антимонопольного законодательства. Инициаторами разбирательства выступили ФАС России и УФАС Московской области. Однако эти и другие инциденты не привели к серьезным санкциям в отношении карьера, где добывается свыше 60 процентов песчано-гравийных смесей региона.
Судя по всему, даже с учетом снижения спроса на нерудные материалы, бизнес на песчано- гравийных карьерах остается прибыльным. Но при этом сужается круг допущенных к этому бизнесу игроков, а сам рынок все более монополизируется.
Источник: ПолитикаРУ
923
Комментарии
Я не робот

Другие новости

17.05.2019
Обзор рынка гравийного щебня на конференции 6 июня 2019

Обзор рынка гравийного щебня - в центре внимания участников VI международной конференции «Рынок щебня России 2019», которая состоится 6-7 июня в отеле в InterContinental Moscow Tverskaya ( г. Москва, ул. Тверская, 22).

15.03.2019
Ростовских строителей подозревают в хищении более 220 миллионов на «Ростов Арене»

Арестован генеральный директор АО «Донтрансгидромеханизация» Андрей Андросов, а Валентин Леванов, учредитель этой строительной фирмы находится под домашним арестом.

04.03.2019
В Москве обсудили применение нерудных материалов в дорожной отрасли

28 февраля, начала работу IV международная научно-практическая конференция «Российский рынок нерудных строительных материалов».

Календарь

«
Июнь 2019 г.
»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30