Рядовые песчаных карьеров

12.05.2016
Кто разоряется, а кто наживается на падающем рынке песчано- гравийных материалов?
По свидетельству портала Асфальт.ру, рынок щебня, гравия и песка в России в прошлом году существенно сократился, причем в некоторых регионах – более чем в два раза. По этому показателю можно судить о состоянии строительной и дорожной отрасли, да и о трендах отечественной экономики в целом. Снижающиеся объемы строительства жилья и дорог приводят к уменьшению спроса на песчано- гравийные смеси, а значит – и к потере рентабельности профильных карьеров, где добываются нерудные полезные ископаемые. В начале мая СМИ сообщили о прекращении работ на Гавриловском щебеночном карьере в Ленинградской области, который являлся основным поставщиком строящейся скоростной трассы Москва- Санкт- Петербург. «Все работы прекращены. Персонал получил уведомление о сокращении. Мы вывозим оборудование. И все идет к его разорению», — заявил представитель компании «Семиозерское карьероуправление», которая эксплуатировала Гавриловский карьер.

Подобная ситуация с приостановкой и даже полным прекращением работы песчано- гравийных и щебеночных карьеров складывается в Ярославской, Костромской, Рязанской и многих других областях. В Смоленской области, по данным Polytika.ru, у организаций, эксплуатирующих карьеры, попросту отзывают лицензии, что парализует работу объектов и приводит к убыткам. Причем, как рассказывают свидетели, это происходит даже в том случае, если на продукцию карьеров имеется спрос и заключены контракты на поставку добытых материалов. Эксперты полагают, что отзыв лицензий – способ административного регулирования падающего рынка с целью его передела. Ведь понятно, что если часть карьеров будет лишена возможности работать, то заказчики уйдут к другим эксплуатирующим компаниям, которым пролоббирована перспектива не только остаться на рынке, но и получить чужие доли. Подобные примеры нетрудно отыскать и в Московской области. Так, недавно министерство экологии и природопользования Подмосковья отказало в продлении лицензии компании ОАО «Порт Коломна» на разработку песчано- гравийного карьера «Белые Колодези». Добытчикам поставили в вину нарушение технологии работы, что якобы привело к снижению уровня воды в близлежащей реке Ока. Примечательно, что с публичными комментариями, обличающими нарушителей, выступил сам профильный подмосковный министр Александр Коган. А вот песчано- гравийный карьер близ села Перепечино в Солнечногорском районе Московской области вообще работает без всякой лицензии, о чем было рассказано в телерепортаже программы Вести на РТР. Правоохранительные органы даже возбудили уголовное дело: ущерб государству – 200 миллионов рублей, а урон экологии вообще не поддается подсчету. Тем более, что в том месте есть план построить третью взлетно- посадочную полосу аэропорта «Шереметьево». Однако прокуратура не поддержала обвинение, поэтому для осуществляющей незаконную добычу песка компании «Апрель-Инвест» последствий не наступило.

На этом фоне крупнейший в столичном регионе добытчик и поставщик нерудных материалов ЗАО «Богаевский карьер» в Рузском районе Подмосковья сталкивается с другими проблемами. Потребители его песка, щебня и гравия — строительные компании Москвы и Московской области. До прошлого года контрольный пакет «Богаевского карьера» принадлежал скандально известному московскому СУ-155. После того, как компания оказалась на грани банкротства, карьер в Рузском районе вместе с рядом других активов был продан, чтобы покрыть долги строителей. Примечательно, что в многочисленных публикациях СМИ об этой сделке ничего не сообщается о том, кто стал покупателем. Возможно, новый собственник объекта, от которого зависят практически все стройки Москвы и Подмосковья, включая строительство дорог, не желает афишироваться по причине рискованности проекта. Дело не столько в перспективах загрузки Богаевского карьера, у которого всегда найдутся заказчики, а в шлейфе скандалов, которым в последние годы сопровождается его деятельность. Так, некоторое время назад Багаевский карьер прозвучал в сводке криминальных новостей, посвященных задержанию и аресту руководящих сотрудников УВД Рузского района. Как сообщалось, вокруг объекта была разыграна типичная правоохранительная комбинация по вымогательству денег. Вначале полицейские руководители отдали приказ подчиненным задерживать КамАЗы, груженные песком и гравием, которые выезжали с территории Богаевского карьера, неподалеку от деревни Орешки. Полицейские уличали водителей в перегрузе самосвалов, а также ставили под законность саму добычу сырья. Выписав достаточно большое количество крупных штрафов, рузские правоохранители предложили руководству карьера платить им за невмешательство в хозяйственную деятельность. В конце концов, сочтя поборы чрезмерными, представители предприятия обратились в правоохранительные органы. В частности, был задержан начальник уголовного розыска Рузского района Московской области Василий Кобелев, которого поймали на ежемесячном получении у руководства Богаевского карьера 50 миллионов рублей.

Между тем, ЗАО «Богаевский карьер» не раз становилось объектом претензий со стороны контролирующих и регулирующих органов. Так, в отношении «Богаевского карьера» возбуждалось административное дело о нарушении антимонопольного законодательства. Инициаторами разбирательства выступили ФАС России и УФАС Московской области. Однако эти и другие инциденты не привели к серьезным санкциям в отношении карьера, где добывается свыше 60 процентов песчано-гравийных смесей региона.
Судя по всему, даже с учетом снижения спроса на нерудные материалы, бизнес на песчано- гравийных карьерах остается прибыльным. Но при этом сужается круг допущенных к этому бизнесу игроков, а сам рынок все более монополизируется.
Источник: ПолитикаРУ
757
Комментарии
Я не робот

Другие новости

07.06.2018
Правительство одобрило законопроект об использовании донного грунта рек и озёр

Правительство одобрило законопроект, разрешающий использовать донный грунт, извлекаемый при строительстве, реконструкции, эксплуатации гидротехнических и других сооружений, для создания и содержания в надлежащем состоянии внутренних водных путей.

07.06.2018
Обзор рынка нерудных строительных материалов в РФ в апреле 2018 года

По итогам апреля 2018 года производство нерудных строительных материалов составило 36,1 млн м3, что на 6,7% меньше, чем в апреле 2017 года.

06.06.2018
«Газпром нефть» планирует создать новые смеси для дорожных работ на трассах Подмосковья

ПАО «Газпром нефть» планирует до конца года провести ряд исследований, по результатам которых будет разработана оптимальная рецептура дорожных смесей с учетом особенностей материалов, используемых при работах на дорогах Московской области. Об этом Агентству городских новостей «Москва» сообщили в пресс-службе компании.

Календарь

«
Ноябрь 2018 г.
»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30